Учим или не учим…
вот в чем вопрос…
«Обучение — это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями».
Определение кажется сложным и громоздким, но если вдуматься и прочитать его несколько раз, то не будет возникать вопрос «Какие онлайн-курсы можно считать образованием?».

Онлайн-обучение - процесс управляемый и организованный. Это единственное условие, которое обычно выполняется на 100%. Остальные не всегда. Есть курсы без взаимодействия учителей и учеников. Да и само взаимодействие сейчас может осуществляться по-разному. А на что направлено обучение? Сейчас об этом тоже много говорят. Кто-то переносит старую парадигму в онлайн-обучение и строит обучение, основываясь на ЗУН, делая акцент на развитие навыков; кто-то говорит о проектировании опыта, кто-то о формировании привычек, кто-то об изменениях в поведении.

Пока тут больше вопросов, чем ответов. Думаю, что ещё появится новая методология онлайн-обучения.

А пока разберем то, что уже существует в онлайн-обучении.
Концепция обучения, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков.
Концепция обучения, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков (ЗУН), - это классическая модель обучения. Когда только появилось онлайн-обучение, оно как раз знания и передавало. Это видеолекции, МООК и какая-то часть инфобизнеса.
  • Знания
    — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.
  • Умения
    — это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
  • Навыки
    — компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путём многократного упражнения.
Сейчас мы всё чаще и чаще говорим, что проектировать надо именно возможность получения навыков. С получением знаний теперь проблем нет, любая информация доступна в любом количестве, а вот для её перевода в практику нужны специальные условия.
Как же формируются навыки?
Предварительный этап
Собирается вся информация и выделяется конкретная, необходимая для формирования данного навыка.
Аналитический этап.
На основе конкретной информации формируются отдельные действия, которые можно чередовать.
Синтетический этап.
Отдельные действия объединяются в единое сенсорное поле. Возникает последовательность, цепочка действий.
Автоматизация.
Устранение лишних действий. Внимание переключается с процесса на результат. В ходе многократных повторений действия утрачивают осознанность, автоматизируются и превращаются в навык.
Сформировать навык за время прохождения одного электронного курса практически невозможно, так как требуется большое количество повторений действия, а это целая программа обучения. Если мы хотим сформировать навык, то должны проектировать цепочки действий, повторение этих действий и их использование в реальной жизни.
Обучение как процесс формирования опыта.
«Опыт — это знания, навыки и умения, которые человек приобрел в процессе жизнедеятельности, практических действий в той или иной области».
Получается, что это совокупность ЗУН в определенной области, и проектировать обучение по такой модели еще сложнее, чем просто обучение навыкам.

А если рассматривать опыт как возможность попробовать что-либо новое, совершить новое действие, тогда онлайн-обучение и электронные курсы - отличное средство для реализации этой модели. Диалоговые тренажеры и практические онлайн-задания помогают решить данную задачу.
Что бы мы ни проектировали, всегда надо проверять наши курсы на признаки обучения.
Признаки процесса обучения:
  • За процесс обучения отвечает и учитель, и ученик.
  • Происходит взаимодействие учителя и учащегося.
  • Процесс обучения управляется учителем.
  • Обучение соответствует закономерностям возрастного развития учащихся.
  • Обучение воспринимается как целенаправленный процесс.
  • Ученик учится чему-то новому.
  • Ученик получает практический опыт.

Узнайте, действительно ли вы обучаете или только передаете информацию своим слушателям.
Обучает ли ваш курс?


Start quiz
Я отвечаю за результаты учеников.
Next
Check
Show result
Я понимаю цель курса. Весь процесс обучения ведет к одной цели.
Next
Check
Show result
Я понимаю, кто учится на курсе (целевая аудитория).
Next
Check
Show result
Я могу одним-двумя словами сказать, чему научатся ученики.
Next
Check
Show result
Я понимаю, как изменится поведение учеников после курса.
Next
Check
Show result
Ученики взяли на себя ответственность за результат обучения.
Next
Check
Show result
На курсе организовано взаимодействие учителя и учеников.
Next
Check
Show result
На курсе учитываются возрастные особенности учащихся.
Next
Check
Show result
Курс имеет четкие временные рамки.
Next
Check
Show result
На курсе четко разработана структура занятий.
Next
Check
Show result
Ученики пробуют то, что не делали раньше.
Next
Check
Show result
На курсе постоянно закрепляется определенный навык.
Next
Check
Show result
К сожалению, Ваш курс нельзя назвать обучающим.
Restart
Ваш курс частично можно считать обучающим.
Restart
Ваш курс действительно обучает ваших слушателей.
Restart
Как вам статья?
Made on
Tilda