Новый подход к Пониманию навыков
6 базовых понятий для педагогического дизайнера.

Чтобы грамотно спроектировать курс, надо четко понимать, что будет происходить со слушателями. Чему мы их обучаем? Что мы формируем на курсе?

Для того, чтобы с этим разобраться надо изучить базовые педагогические понятия.

Сейчас принято говорить, что обучение развивает навык. Так ли это? И все ли курсы на это способны? И можно ли развивать что-то еще?

Первое и самое легкое, что можно проектировать - это передача знаний.

Знания - это полученная информация. Если на курсе вы даете только знания, то вы информируете слушателей по теме. И не более того.

Затем можно формировать умения.

Умения - это действия, применение полученных знаний на практике. Они формируются, если слушатели решат кейс или воспользоваться советом из курса. Но это еще не навык, и не обучение.

Навык - это действия, доведенные до автоматизма. Это череда повторений, осознанных повторений с акцентом на деятельности и постоянном ее улучшении. Приобретение навыков требует времени, сил, упорства. Это долго, сложно, дорого и больно. И вот это уже обучение. И именно такое обучение сложно проектировать и создавать, проводить и поддерживать. Это постоянное взаимодействие и поддержка слушателей, мониторинг процесса и контроль результатов. Поэтому обучение в школе у нас длиться несколько лет, а не несколько месяцев.

А еще у нас есть привычка. И ее тоже можно формировать и это тоже можно назвать обучением. И это уже другой уровень.

Привычка - это действие, которое возникло в результате повторения, и теперь выполняется само. Это привычный способ поведения. Уже нет акцента на деятельности, нет обдумывания и все переходит в бессознательный план.

Сейчас многие говорят, что формируют у слушателей опыт.

Опыт - это совокупность знаний, умения и навыков. Так что они формируют? По сути все тоже, только называют это другим словом, с акцентом на практику, на приобретение навыка. При этом навык - это результат. А опыт - это процесс. Что важнее? Зависит от целей, да и установок ваших личных и вашей ЦА.

Так что же такое тогда обучение?

Обучение — это целенаправленный процесс, побуждающий к овладению знаниями, умениями и навыками. Так говорит наука. Но как мы видим в реальности, процесс может стать информированием и давать только знания, а в лучшем случае еще и немного умений.

При проектировать следующего курса подумайте чему вы будете обучать. И будет ли это обучение или только информирование? Что вы создаете? Среду для получения знаний, умений, навыков, опыта, а может привычек?



«Навык — это способность осуществлять определенную деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма».
Для того, чтобы проектировать все таки среду для создания навыков, надо более детально разобраться что же такое навыки.




Три подхода к теории
  • 1
    Известное деление навыков на мягкие и жесткие навыки.
    Мягкие, или soft skill, навыки - узкопрофессиональные навыки. Они полностью зависят от того, чем человек занимается в настоящий момент. Они быстро формируются и так же быстро могут быть изменены, в зависимости от рабочей ситуации.

    Жесткие, или hard skill, навыки - надпрофессиональные навыки. Навыки, не относящиеся к профессии, но имеющие непосредственное отношение к тому, как человек живет и работает. Например, навык самопрезентации, дизайн мышления, искусство управления временем, навык работы в удаленной команде.
  • 2
    Деление навыков в зависимости от скорости их приобретения.
    Деление навыков в зависимости от скорости их приобретения на быстро формируемые и долго формируемые. Идея интересная, но очень ограниченная.
  • 3
    Новая трех-четырехкомпонентная теория деления навыков.
    Новая трех-четырехкомпонентная теория деления навыков на контекстные, кросс-контекстные, метанавыки и экзистенциальные навыки. Эта теория была представлена на конференции Workd Skills в виде матрешки из трёх составляющих: метанавыки были совмещены с экзистенциальными. Эта классификация наиболее актуальная для разговора о современном обучении.

В классификации навыков на мягкие и жёсткие мне всегда чего-то не хватало. Чего-то важного и более глубинного, чем просто навыки владения какой-то программой или навык правильного распределения времени. Пожалуй, не хватало ориентации на личностные ценности. Разговор о личностных особенностях гораздо важнее, чем распределение навыков на жёсткие и мягкие.

Четырёхкомпонентная теория навыков.
Профессиональные навыки.
Это то, что называют жесткими навыками. Hard skill. Чисто профессиональные навыки, которые нужны здесь и сейчас. Их легко и быстро можно сформировать, исходя из потребностей. Такие навыки узконаправленными и напрямую связаны с деятельностью. Они так же быстро могут потерять актуальность. Это навыки работы в различных программах, составление тестирования, проектирование программ с помощью ADDIE.
Социальные навыки.
Надпрофессиональные навыки. Они показывают возможности личности работать и существовать в обществе. Мы существа социальные и вынуждены жить и работать в рядом друг с другом. Тем более, что сейчас очень актуальна именно совместная деятельность - как в работе, так и во взаимоотношениях, да и в обучении тоже. Эти "навыки" устойчивы к изменениям и могут применяться к любой деятельности. Например, навык работы в команде. Какой бы ни была профессиональная длительность, этот навык необходим везде вне зависимости от контекста.


Метанавыки.
Это "надстройка" над мягкими навыками: понимание процессов, происходящих внутри личности, понимание себя и окружающих, адекватное отношение к себе и другим. Например, ментальные навыки, как способ понимания собственных когнитивных процессов, можно отнести к метанавыкам. Навык обучения, понимание собственных чувств и ощущений, как работает наш организм во всех его проявлениях - всё это те метанавыки, которые позволяют человеку осознанно запускать процесс изменений в себе.
Экзистенциальные навыки.
Это основополагающие навыки. Они связаны с глубинными, базовыми ценностями человека, его пониманием того, как устроена вселенная и жизнь, с управлением жизненными процессами. Такие навыки закладываются с рождения и формируются на протяжении всей жизни. Их сложно вырабатывать и изменять, это личностная база. Навыки осознанности, сила воли и способность достигать цели, философские и религиозные убеждения, представления об устройстве вселенной. То есть вся база конкретной личности основывается на экзистенциальных навыках.

Получается, что экзистенциальные навыки формируются на протяжении всей жизни, они ядро личности. На них надстраиваются метанавыки как искусство понимать себя и других, готовность управлять собой и меняться по мере необходимости. Затем - социальные навыки, которые помогают взаимодействовать с окружающими. И только потом жесткие навыки, профессиональные, которые быстро можно поменять и освоить в зависимости от конкретной рабочей задачи.

Такая классификация позволяет составить "адресные" карты обучения для себя и для других, учитывающие формирование конкретных навыков в процессе обучения. Становится ясно, что "прокачивать" и сколько нужно для этого времени.



Как же проверить что же мы все таки спроектировали?

Можно оценить что же получают слушатели на курсе - знания, умения, навыки, привычку, а может опыт.

Это не оценка курса, не показатели его результативности, это анализ реальности и способ понять куда и как надо расти, да и надо ли. Иногда достаточно лишь информирования по теме, а иногда и формирования навыка мало, надо переходить на уровень привычки.

Именно это понимание лежит на плечах педагогического дизайнера, если мы не осознаем, что же мы создаем, и чем это "обучение" является, не видим разницу между процессами, то мы не понимаем целей и смыслов этого обучение, и просто начинаем гнаться за трендами, форматами и красивой упаковкой.


Как вам статья?
Made on
Tilda