В отличие от школьников, для которых образовательная деятельность является основной, у взрослых существуют иные приоритеты: работа, семья и социальная жизнь.
В этой связи обучение для них становится дополнительной деятельностью, интегрированной в их повседневную жизнь. Для успешного освоения новых знаний и навыков необходимо учитывать ряд принципов, которые способствуют эффективному обучению взрослых. Вы узнаете, как методологи и разработчики образовательных программ могут адаптировать обучение для взрослых, чтобы сделать его более гибким, удобным и эффективным.
Ключевые принципы обучения взрослых
1. Необходимость в применимости знаний
Взрослые обучаются с целью немедленного применения знаний. Если информация не может быть непосредственно использована в их профессиональной или личной жизни, интерес к обучению снижается. Поэтому важно демонстрировать, как теоретические концепции могут быть интегрированы в реальную практику.
Взрослые обучаются с целью немедленного применения знаний. Если информация не может быть непосредственно использована в их профессиональной или личной жизни, интерес к обучению снижается. Поэтому важно демонстрировать, как теоретические концепции могут быть интегрированы в реальную практику.
Например, при обучении менеджеров следует акцентировать внимание на том, как новые методы управления помогут улучшить эффективность команды.
2. Опора на опыт.
Взрослые обладают значительным жизненным и профессиональным опытом, который существенно влияет на восприятие новой информации. Новые знания фильтруются через призму имеющихся навыков и компетенций. Для разработчиков образовательных программ важно учитывать этот фактор и помогать обучающимся связывать новое знание с уже существующим опытом.
Например, при обсуждении вопросов лидерства можно предложить анализ их предыдущего управленческого опыта.
3. Ведущая деятельность — не обучение
Обучение для взрослых не является центральной частью их жизни. Оно лишь дополняет их повседневные обязанности, которые включают профессиональные и личные аспекты. Таким образом, программы обучения должны быть гибкими и адаптивными, чтобы соответствовать загруженному графику.
В этом контексте растет популярность онлайн-курсов и образовательных платформ, которые позволяют обучающимся выбирать удобный темп освоения материала.
4. Осознанность и самоопределение.
Взрослые подходят к обучению с высокой степенью осознанности, четко понимая свои цели и потребности. Они точно знают, какие навыки и знания им необходимы для достижения конкретных профессиональных или личных целей.
В связи с этим разработчики курсов должны предоставлять обучающимся свободу выбора: возможность выбирать темы, модули и форматы обучения. Это повышает ощущение контроля над процессом и усиливает мотивацию.
5. Гибкость и автономность.
Взрослые предпочитают самостоятельно управлять своим образовательным процессом. Они ценят возможность выбирать, когда, где и как учиться. Например, некоторые предпочитают прослушивать аудиокурсы во время поездок на работу, в то время как другие предпочитают участие в вечерних вебинарах.
Взрослые предпочитают самостоятельно управлять своим образовательным процессом. Они ценят возможность выбирать, когда, где и как учиться. Например, некоторые предпочитают прослушивать аудиокурсы во время поездок на работу, в то время как другие предпочитают участие в вечерних вебинарах.
Гибкость является ключевым аспектом при проектировании образовательных программ для взрослых.
6. Мотивация.
Мотивация взрослых обучающихся преимущественно исходит из внутренних источников. Они учатся не ради оценок или внешних вознаграждений, как это бывает у школьников, а для достижения личных или профессиональных целей, таких как карьерный рост или решение конкретных задач.
Мотивация взрослых обучающихся преимущественно исходит из внутренних источников. Они учатся не ради оценок или внешних вознаграждений, как это бывает у школьников, а для достижения личных или профессиональных целей, таких как карьерный рост или решение конкретных задач.
Внешняя мотивация, например, карьерные перспективы, также может играть роль, но она должна подкрепляться внутренним стремлением к саморазвитию.
7. Решение реальных проблем.
Для взрослых важно, чтобы обучение было направлено на решение практических задач. Они предпочитают курсы, которые позволяют немедленно применить полученные знания.
Например, обучение управлению проектами должно быть ориентировано на развитие навыков, которые могут быть использованы непосредственно в работе для улучшения результатов.
Заключение
Применение этих принципов позволяет более эффективно проектировать программы обучения для взрослой аудитории. Важно учитывать, что основная деятельность взрослых связана с профессиональными и социальными обязанностями, а не с учебой, как это происходит у детей.
Следовательно, образовательные программы для взрослых должны быть гибкими, практико-ориентированными и направленными на непосредственное применение полученных знаний.
Следовательно, образовательные программы для взрослых должны быть гибкими, практико-ориентированными и направленными на непосредственное применение полученных знаний.