Навыки, навыки, навыки... Все рассказывают про их важность, создаются новые программы, проекты, лагеря, соревнования. Да и я сама назвала свои блок e-learning skills. Мне казалось, что именно навыков не хватает разработчикам обучения. Потому что среда "растет", появляются новые люди, а обучения, как же организовать онлайн-обучение, пока мало. Да, знания появляются, а вот для появления профессионалов в этой области необходимо время и - как раз - обучение. Впрочем, чтобы обучать, надо понимать, чему ты хочешь обучить. Тут-то и пригодится понимание того, какие навыки нужны "разработчику" обучения.

Как это бывает с любым новым термином, не все отчётливо понимают, кто такой педагогический дизайнер и чем он отличается от разработчика онлайн-обучения. И отличается ли? Есть понятие e-learning, но понятия е-learner - нет. Неудачное по ассоциациям слово «образованцы» мне очень не нравится. Я для себя решила, что буду употреблять термин «педагогический дизайнер» как синоним понятие e-learner.


E-learner, или педагогический дизайнер -
это специалист, который проектирует, создает, внедряет и анализирует онлайн-обучение.
Какие же навыки ему нужны?

С одной стороны пед. дизайнер должен обладать большим набором навыков. Но при этом многие действия при организации онлайн-обучения требуют жестких навыков и могут быть делегированы. Получается, что для e-learner-a больше необходимы именно социальные и метанавыки: они позволяют проектировать качественное обучение, а уже конкретные задачи может выполнять как сам педагогический дизайнер, так и его коллеги.


Жесткие навыки
Жесткие навыки, напомню, - это профессиональные навыки. Формируются они в зависимости от потребностей конкретного специалиста. Такие навыки зависят от роли сотрудника в образовательном процессе и могут просто делегироваться, так же быстро они могут изменяться.

Например, необходимо смонтировать видео для курса. Нужен специалист обладающим конкретным навыком - способностью монтировать видео. Сегодня монтируется видео в одной программе, вот с такими фишками, а потом нужно придумать дополненную реальность и вставить в видео ее элементы. Для этого требуется другой навык, но надстраивается он на уже существующий.

  1. Аналитические навыки: сбор и анализ данных (в том числе больших данных).
  2. Технические навыки: умение работать в различных программах, создание контента.
  3. Креативные навыки: основы сценария, режиссуры, монтажа, визуализация, основы дизайна, скрайбинг.
  4. Навык оценивания: оценка потребностей и продукта.
  5. Литературные навыки: грамотное изложение мыслей, рассказывание историй, редактура.
  6. Навык управления обучением.
Социальные навыки
Надпрофессиональные навыки. Они показывают возможность работать и существовать в обществе. Они устойчивы к изменениям и могут применяться к любой деятельности. Какой бы ни была профессиональная длительность, этот навык можно применить везде вне зависимости от контекста.

  1. Навык работы в команде.
  2. Навык управления командой и проектом: коучинг, фасилитация, дизайн мышления.
  3. Навыки лидера.
  4. Навык выступления, презентации, ведения переговоров.
  5. Организаторские навыки.
  6. Коммуникативные навыки: сотрудничество, получение и давания обратной связи.
  7. Обучение других.
  8. Мотивирование.
  9. Разрешение конфликтных ситуаций.
  10. Создание эффективных команд.
  11. Эмоциональная грамотность.
  12. Умение работать в онлайн-команде.
Метанавыки
Это "надстройка" над мягкими навыками: понимание процессов, происходящих внутри личности, понимание себя и окружающих, адекватное отношение к себе и другим.
Навык обучения, понимание собственных чувств и ощущений, как работает наш организм во всех его проявлениях - всё это те метанавыки, которые позволяют человеку осознанно запускать процесс изменений в себе.

  1. Ментальные навыки как способ понимания собственных когнитивных процессов.
  2. Навык планирования и управления временем.
  3. Навык самопознания.
  4. Адекватное восприятие критики.
  5. Навык обучения: самообучение и понимание того, как люди учатся, умение самостоятельно отвечать на вопросы, lifelong learning .
  6. Самомотивация.
Экзистенциальные навыки
Это основополагающие навыки. Это про глубинные ценности, про понимание того, как устроена вселенная и жизнь. Такие навыки закладываются с рождения и формируются на протяжении всей жизни. Их сложно формировать и изменять, это личностная база. Но над их формированием можно работать.

  1. Навык осознанности.
  2. Способность понимать смыслы.
  3. Жизненные ценности.
  4. Сила воли.
  5. Способность достигать цели.
  6. Засмотренность. Общий культурный уровень.
  7. Гибкость.
  8. Ответственность.
  9. Установка на развитие.
  10. Предпринимательские навыки: работать без надзора.
Хороший педагогический дизайнер – это человек, который умеет думать, он горит тем, что создает, не боится ошибиться и адекватно общается с окружающей действительностью. И это все проявление социальных, мета- и экзистенциальных навыков. Жесткие навыки по сути вторичны, потому что освоить программу, понять, как работать с платформой, научиться красиво делать курсы, намного проще, чем постоянно учиться, хотеть развиваться, познавать себя и других.
Как вам статья?
Предыдущая статья
Новая модель навыков
Следующая статья
Учим или не учим
Made on
Tilda